Версия для печати

 Чжао Цзиньсян


 Китайский цигун -


 стиль "Парящий журавль"


 Перевод с китайского и комментарий


 М.М.Богачихина


 /Аннотация/


 "Парящий журавль" - одна из популярных в Китае систем саморегуляции с
 целью оздоровления, лечения, повышения физической и умственной
 работоспособности, творческих возможностей, продления жизни, инициации
 скрытых способностей, относящaяся к цигуну - "работе с ци" (жизненной
 энергией). Кроме пятиступенчатого комплекса автор знакомит с многими
 специфическими упражнениями, отвечая на вопросы, часто возникающие у
 занимающегося.


 Для интересующихся системами саморегуляции, китайской медициной, восточной
 культурой.


 Оглавление


 От переводчика


 Введение


 Предисловие


 Часть первая. Краткое ознакомление


 Глава 1. Краткая история развития цигуна. Китайский цигун - стиль "парящий
 журавль"


 Глава 2. Терапевтическое действие гимнастики "китайский цигун: стиль
 "парящий журавль" и его теоретическое обоснование


 Глава 3. "Стояние столбом" и самопроизвольные внешние движения


 Часть вторая. Работа над нравственностью


 Часть третья. Что следует помнить занимающемуся


 Часть четвертая. Поля пилюли, позвоночный столб и основные биологически
 активные точки


 Часть пятая. Динамическая работа (дунгун)


 Глава 4. Гармоническое единение шести сторон


 Методы работы


 Принципы работы


 Глава 5. Заглубление в землю, прохождение в небо


 Методы работы


 Принципы работы


 Глава 6. Голова журавля пронизывает заставы


 Методы работы


 Принципы работы


 Глава 7. Священный журавль касается воды


 Методы работы


 Принципы работы


 Глава 8. Хаотическое первоначально возвращается к единому


 Методы работы


 Принципы работы


 Часть шестая. Работа "стояние столбом"


 Глава 9. Регулирование духовной энергии


 Глава 10. Регулирование дыхания


 Глава 11. Регулирование тела [основные требования к позам, характерные
 для внутренних школ - тайцзицюань, цигун и др.]


 Глава 12. Взаимопорождение динамики и статики


 Глава 13. Собирающая работа


 Часть седьмая. Часто используемые вспомогательные методы работы


 Глава 14. Метод прореживания печени


 Глава 15. Метод касания точек, понижения грязной ци


 Глава 16. Способ привлечения ци и возврата к первоначалу


 Глава 17. Метод привлечения ци с восьми сторон и возврата к первоначалу


 Глава 18. Метод возврата ян налево четырежды, направо трижды


 Глава 19. Метод возвращения пяти сердец к единому


 Глава 20. Метод понижения давления


 Глава 21. Метод "выплевывания звуков"


 Часть восьмая. Цигун и воспроизводящая, жизненная и духовная энергии
 (цзин, ци, шэнь)


 Глава 22. Что называют воспроизводящей, жизненной и духовной энергиями


 Глава 23. Связи между воспроизводящей, жизненной и духовной энергиями


 Глава 24. Четыре этапа цигун-закалки


 Часть девятая. Китайский цигун, стиль "парящий журавль" и инь-ян, "пять
 стихий" китайской медицины


 Сердце


 Легкие


 Почки


 Печень


 Селезенка


 Часть десятая. Основные сведения, относящиеся к каналам


 Глава 25. Основные понятия о каналах


 Глава 26. Клиническое использование каналов


 Физиологическая сторона


 Патологическая сторона


 Диагностическая сторона


 Терапевтическая сторона


 Часть одиннадцатая. Ответы на обычные вопросы тренирующихся


 Глава 27. Сведения о цигуне


 Глава 28. Китайский цигун - стиль "парящий журавль"


 Глава 29. Механизм лечения и лечебный эффект


 Глава 30. Общие сведения о тренировочной работе


 Глава 31. Реакции после тренировки


 Глава 32. Спонтанная работа при "стоянии столбом"


 Глава 33. Ведущий занятия


 Глава 34. Развитие


 От переводчика


 Позвольте начать по-восточному, с притчи, хотя и на современный лад.
 Два студента сдают профессору перевод одного и того же древнекитайского
 текста. Они перевели его каждый по-своему и с нетерпением ждали, что
 скажет профессор. Однако он поставил им обоим по пятерке. Студенты
 недоумевают и даже возмущены: как же так? Кто из них сделал правильный
 перевод? На это профессор ответил, что не знает, как было бы правильно,
 но сам бы он перевел текст иначе.


 Этот пример говорит о том, насколько непроста задача переводчика древних
 текстов. Не менее сложная проблема - перевод терминов древнекитайской
 медицины, не имеющих аналогов в русском языке. В данной книге сделана
 попытка почти все китайские термины перевести на русский язык.
 Сохранены только те термины, которые уже вошли в русский язык
 (в специальную литературу): инь, ян, ци. К ним обычно дается комментарий.
 Ряд терминов впервые предложен для употребления.


 Так, например, "три богатства" - цзин, ци и шэнь названы воспроизводящей,
 жизненной и духовной энергиями. # Естественно, не удается внятно объяснить,
 что это за энергии, и даже показать правомерность подобных наименований.
 Однако, во-первых, большинство наименований условны, они лишь частично
 передают смысл; во-вторых, упомянутые "три богатства" имеют некий
 энергетический характер проявления. Для переведенных терминов в основном
 указано и оригинальное произношение, чтобы специалисту было понятно,
 откуда взят русский вариант.


 Особую трудность вызывают переводы названий древних книг и глав из них.
 Точный перевод, если он вообще удается, возможен лишь при детальном
 ознакомлении с содержанием. Приходится ограничиваться приближенным
 переводом, полагая, что лучше так, чем никак.


 Лаконичные древние тексты, во множестве вкрапленные в книгу, для
 полного понимания требуют подробных комментариев и развернутого перевода,
 но это перегрузило бы книгу и внесло интерпретацию переводчика. Иногда
 один и тот же текст в разных местах переведен несколько по-иному для
 расширения спектра понимания при сохранении сквозной терминологии.


 Открывая эту книгу, мы погружаемся в мир понятий китайской традиционной
 медицины. Они настолько далеки от представлений современной западной
 науки, что может показаться, речь идет не о нас, жителях Земли.
 Постепенно вживаясь в этот непривычный мир, учишься ориентироваться
 в нем, но вопросов остается много. Никто из нас не изучал базовую
 книгу китайской медицины "Трактат о внутреннем" ("Нэйцзин") # - она не
 переведена на русский язык. Кроме того, настораживает и даже отталкивает
 непереводимость и необъяснимость древнекитайских понятий. К интересным
 решениям по данной проблеме пришел ЦК компартии Китая в 1984 г. Орган
 ЦК КПК журнал "Хунци" (Пекин, 1984, N 16, с. 34-38) опубликовал
 программную статью, # где указывалось, что "нужно не только опираться
 на древние трактаты, но и находить опору в современной науке", "разрешая
 иметь различные способы объяснения". Автор исходил из того, что можно
 лечить, не ожидая теоретического обоснования многотысячелетнего опыта,
 пользуясь традиционным подходом китайской медицины с ее каналами, точками,
 энергиями. Главное - результаты лечения, а на любую серию фактов можно
 придумать сколько угодно "теорий": любая внутренне непротиворечивая теория,
 куда укладываются все факты, имеет право на существование. Пользуясь
 теорией китайской медицины, с некоторыми аспектами которой мы знакомимся
 в данной книге, тоже можно заниматься оздоровлением. Китайская медицина
 отличается такими достоинствами, как целостный подход к человеку, учет
 места и времени лечебного воздействия.


 Тем, кому китайская медицинская наука кажется слишком надуманной и слабо
 связанной с анатомией, физиологией и другими разделами знания, можно
 посоветовать испытать ее на себе. При появлении такой "реальности,
 данной в ощущении", как неожиданно возникающее ощущение каналов, непонятных
 потоков в теле и прочих эффектов, отношение к восточным (не только
 китайским, но и тибетским, индийским) древнемедицинским теориям,
 естественно, меняется.


 Что необходимо для успешного усвоения содержания данной книги? Прежде
 всего нужно тщательно выполнять указания, даваемые автором. Вместе
 с тем необходимо перестатьубивать свои жизненные силы курением,
 алкоголем и прочими наркотиками, гармонизировать питание, а также
 эмоции, не позволяя ни одной из "семи эмоций" разгораться, сжигая
 силы, так как "злость вредит печени, тоска вредит легким ..." и т.д.
 Об этом подробно расскажет автор, так же как и о важности этики
 поведения, духовности.


 Основная энергия, с которой имеет дело китайская медицина, - ци.
 Термин "ци" имеет несколько значений. Это может быть космическая
 энергия, некогда разделившаяся на отрицательную и положительную - иньци
 и янци (что, кстати, совпадает с представлениями физиков о первых
 мгновениях после "большого взрыва"). Ци также может быть энергией,
 извлекаемой организмом из воздуха при дыхании, что дает основание
 считать ци кислородом или воздухом, а цигун - дыхательной гимнастикой.
 Однако ци на тренировках не поступает в легкие, а идет дальше, под
 пупок. Кроме того, существенно, что организм получает ци также из пищи.
 Помимо этого, каждый внутренний орган, рассматриваемый китайской
 медициной, обладает собственной, характерной для него ци. Сами органы
 рассматриваются не столько как физические тела, сколько как энергии ци,
 характерные для них. Таким образом, становится понятным энергетическое
 взаимодействие внутренних органов, осуществляемое по пятиричному циклу,
 изображаемому пятиконечной звездой, вписанной в окружность (см. рис. 1). #


 В медицинских текстах ци имеет значение некой энергии, отвечающей за
 общие жизненные функции, поэтому в данной книге она названа "жизненной
 энергией" или ей оставлено китайское название.


 Выявлению физической сущности ци посвящено множество исследований
 последних лет в КНР. Обнаружены электромагнитное излучение (в
 инфракрасном диапазоне), электрические, магнитные и микрокорпускулярные
 потоки из рук мастера цигуна, ведущего лечение. Такие исследования
 "внешней ци" (т.е. выпускаемой из тела наружу) с 1978 г. с помощью
 современных приборов ведет, в частности, Шанхайский НИИ китайской
 медицины. Исследователи пришли к выводу, что излучение несет
 определенную информацию, поэтому метод лечения посредством "внешней
 ци" назван информационной цигун-терапией.


 В одной из 88 статей сборника "Удивительный цигун и особые функции" #
 рассказывается о визуализации ци не с помощью приборов, а путем развития
 особого зрения, на что требуется от нескольких месяцев до года тренировки.
 Видя ци, ее цвет, яркость, можно легко находить очаги болезни (ци черная
 или темная - грязная или болезненная ци китайской медицины), выявлять
 результаты воздействия посредством "внешней ци" или лекарств, рисовать
 на теле биологически активные точки (БАТ) и каналы (которые, как
 сообщалось, "в основном совпадают с известными") и пр.


 Как сообщил журнал "Китай" (Пекин, 1989, N 2, с. 35), в октябре 1988 г.
 по инициативе организаций, занимающихся медицинским цигуном в Китае,
 Японии, США, Италии, Франции, Австралии, Сингапуре, в Пекине была
 созвана конференция, в которой приняли участие более 600 специалистов
 из 19 стран. Конференция показала огромный и быстро растущий интерес
 к цигуну во всем мире. Было представлено более 600 научных сообщений.
 Особое внимание уделялось лечебной и оздоровительной роли ци. С позиций
 современной науки ци - объективно существующая материя: электрическая,
 магнитная, акустическая, световая. Эта ци может улучшать физиологические
 функции организма, регулировать метаболизм (обмен веществ), инициировать
 энергию тела, повышать сопротивляемость заболеваниям, предупреждать и
 лечить болезни, замедлять старение, продлять жизнь. Наука, занимающаяся
 методами цигуна, столкнулась с бесформенным объектом исследования -
 энергией тела, "внутренней" и "внешней" (нэйци и вайци). # Если удастся
 ее изучить и смоделировать, это сыграет огромную роль в социальном
 прогрессе человечества. В связи с важностью проблемы было предложено
 в соответствующее время создать в Пекине международное общество по
 изучению цигуна.


 Как понимать слово "цигун"? Исторически это калька (буквальный перевод)
 санскритского термина "пранаяма": первая часть термина означает некую
 энергию тела, жизненную силу (прана, ци), вторая - работу с ней
 (накапливание, перемещение и пр.). Так что цигун - это "работа с ци". #
 Цели этой работы могут быть различными. Управляют ци с помощью мысли,
 сосредоточения внимания, по принципу "мысль ведет ци, ци ведет кровь".
 Таким образом, концентрация внимания позволит благодаря притоку крови
 активизировать физиологические функции в зоне внимания. Это общий
 принцип, необходимый, но недостаточный для правильного воздействия,
 поскольку все не так просто.


 В 1989 г. первый исследователь в Китае получил звание профессора за
 изучение цигуна; этим человеком был Ван Целинь, директор Юньнаньского
 НИИ науки о человеке в Южном Китае. В своих исследованиях влияния
 цигуна на секрецию печени и другие функции он пришел к выводу, что в
 состоянии цигуна (так в тексте) в процессе внутреннего воздействия
 сознанием можно изменить жизнедеятельность вегетативной нервной системы
 и подвластных ей внутренних органов. Так, представления древних о работе
 цепочки мысль - ци - внутренние органы получают подтверждение при
 современных исследованиях.


 Видов цигуна, цигун-тренировки в оздоровительных, общеукрепляющих и
 лечебных целях, для использования в воинских искусствах (так называемый
 жесткий цигун), в религиозной практике и других аспектах необычайно
 много: в Китае, кроме признанных центров и школ (раньше при монастырях),
 существовали и существуют семейные школы, каждая со своими особенностями,
 целями, методами. Описываемая в книге методика сравнительно новая, хотя
 и опирается на древние традиции.


 Основная особенность цигун-тренировки и ее отличие (как и других
 китайских гимнастик) от европейской физкультуры состоят в многоплановости
 воздействий: тренируются тело ("внешнее"), дыхание и сознание
 ("внутреннее"). Автор не акцентирует внимание на дыхании, возможно,
 потому, что предлагаемая методика рассчитана на начинающих и нельзя
 изучать все сразу. Однако каждое движение должно сопровождаться
 концентрацией внимания на определенных точках тела. Если этого не
 делать или отвлекаться, неточно выполняя рекомендации, то эффект
 гимнастики резко снижается.


 Еще одна сторона, без которой никаких продвижений и эффектов не будет, -
 это расслабление тела и сознания (покой, успокоение). По мере нарастания
 тренированности расслабление и успокоение должны углубляться и легче
 поддаваться управлению: только захотел - и сразу же расслабился.


 Скажем несколько слов о шэнь и цзин. # Шэнь - нечто высшее в человеке:
 дух, управляющий всеми функциями. Это также энергия психической
 деятельности. В зависимости от контекста в книге применяются термины
 "дух-шэнь" или "духовная энергия". Воспроизводящая энергия цзин
 связана с половой и детородной функциями, хотя комплексный подход
 китайской медицины к человеку придает ей более широкий смысл.


 Прежде чем начать практические занятия, необходимо хотя бы просмотреть
 не только предварительные рекомендации автора, но и ответы на часто
 возникающие вопросы (часть одиннадцатая). Ни в коем случае нельзя
 переутомляться, выполняя упражнение, нужно внимательно (хотя и не
 напряженно) следить за состоянием организма, как бы прислушиваясь к нему.
 При возникновении неприятных ощущений (жар, озноб, головокружение и пр.)
 рекомендуется лечь и расслабиться (физически, психологически). В случае
 резкого дискомфорта может помочь также холодный душ, после чего, чтобы
 не простудиться, следует одеться потеплее и полежать расслабившись.
 Важно соблюдать рекомендации автора о самопомощи в подобных состояниях.


 Чтобы читателю было легче ориентироваться, приводим некоторые основные
 схемы (рис. 1,2) и таблицу. #


 Из рисунка видно, что например, стимуляция почек ("воды") ведет к
 стимуляции печени ("дерева"), но подавляет сердце ("огонь"). #


 Время активности (астрономическое) 12-ти меридианов и связанных с ними
 внутренних органов. Одна, две или три черты показывают 1, 2 или 3 ян
 или инь. То есть энергии меридианов разделяются не только качественно
 на иньские и янские, но и количественно на 1, 2 и 3 в каких-то
 относительных единицах. Янские каналы проходят по внешней стороне рук
 или ног, иньские по внутренней (в основном). В кружочках показаны часы. #


 Знание стихий, соответствующих меридианам, позволяет ориентироваться
 в их взаимоотношениях по схеме пяти стихий.


 Примечания переводчика и редактора в тексте заключены в квадратные скобки.
 Примечания переводчика никак не помечены, а примечания, помеченные "прим.
 ред." принадлежат В. В. Диденко.


 Введение


 Цигун в Китае имеет большую историю, он широко распространен. В
 национальной культуре страны цигун - драгоценная жемчужина: хороший
 метод лечения болезней, укрепления здоровья и продления жизни, а также
 научный ключ к раскрытию тайн человеческого организма.


 Книга "Китайский цигун: стиль "парящий журавль" - обобщение многолетнего
 опыта тренировок и исследований, проводимых учителем Чжао Цзиньсяном,
 это удивительное растение в цигуновском саду ста цветов. Цигун полюбился
 широким народным массам благодаря простоте и легкости освоения и тому,
 что ци получают быстро значительный лечебный эффект и можно активизировать
 скрытые резервы человеческого тела. За  5 лет эта методика проникла в
 различные уголки страны, число изучающих его достигло 10 млн. человек,
 зарубежные страны также проявляют к нему значительный интерес.


 Некоторое время назад, почувствовав себя больным, я занялся упражнениями
 "журавлиной работы", и через 2 года мое здоровье явно улучшилось. Хотя
 мои года перешли за восемь десятков, старческое состояние постепенно
 отступило, порозовело лицо и стало гладким, силы возросли, я продолжаю
 трудиться, а последнее время даже могу плавать.


 Эффективность "журавлиной работы" все больше привлекает внимание медиков,
 работников науки, техники и представителей других дисциплин; на местах
 созданы структуры, занятые руководством и исследованиями этого стиля
 цигуна. Однако методика "журавлиной работы" ряд лет официально не
 публиковалась, поэтому не было возможности удовлетворить потребности
 любителей в такой информации. Учитель Чжао Цзиньсян в результате многих
 трудов подготовил рукопись книги "Китайский цигун: стиль "парящий журавль",
 внес коррективы в методики и вот теперь это сочинение издано.


 В данной книге органически сочетаются цигун и теория китайской медицины,
 раскрывается механизм лечения болезней, причем совершенно научно и
 полностью в соответствии с диалектическим принципом единства
 противоположностей и с законами жизнедеятельности тела человека. Данная
 книга не только представляет собой учебный материал для многочисленных
 любителей цигуна, но и содержит драгоценные сведения для научных
 работников, исследующих цигун.


 Надеюсь, что китайский цигун - стиль "парящий журавль" будет и дальше
 придерживаться своего пути в соединении  с лечением, физкультурой,
 производительным трудом и научными исследованиями, внося все больший
 вклад в охрану и укрепление здоровья народа, цивилизации общества и
 прогресса человечества. #


 Осень 1985 г. #    Сюэ Муцяо [известный экономист, член Постоянного


 комитета ВСНП]


 Предисловие


 Книга "Китайский цигун: стиль "парящий журавль" наконец встретилась с
 читателями после двух лет подготовки текста. В настоящее время по этому
 методу занимаются 10 млн. человек, в том числе немало соотечественников
 из Сянгана, Аомэня и заморских эмигрантов. Кроме того, некоторые
 зарубежные друзья, изучив его, получили пользу, так что желаю, чтобы
 данная книга принесла им еше большее удовлетворение.


 Книга - итог моего личного опыта многолетней тренировки. Однако трудно
 сообщать о собственных успехах, не отдав должное предшественникам,
 которые оставили нам теоретические указания о цигуне, лечении и прочем,
 а также друзьям, идущим тем же путем, которые вели вперед и помогали.
 Даже название - стиль "парящий журавль" - помогли подобрать соратники
 из кругов, занимающихся цигуном. Следовательно, это и мой личный успех,
 и общий труд. Распространение методики работы было бы невозможно без
 поддержки многих организаций и отдельных лиц по всей стране, что
 неотделимо от деятельности преподавателей "журавлиной работы". В этом
 плане общий вклад значительно превышает мой личный. Так что выход данной
 книги наполняет мое сердце волнением и признательностью.


 В последние несколько лет в Китае развернулось движение за четыре
 модернизации и в отношении цигуна также возникли славные явления, которых
 раньше не было. Один за другим появляются на свет виды цигуна -
 действительно расцветают сто цветов и их аромат разносится повсюду.
 Методика стиля "парящий журавль" - всего лишь один из этих ста цветов.
 Он, как и другие его братья, украшает многоцветный цигуновский сад.
 Методика стиля "парящий журавль" имеет множество достоинств, но есть у
 нее и слабые места. В течение ряда лет, много раз переделывая комплекс
 упражнений и проверяя его практически на массе занимающихся, я убедился,
 что он уже стал сравнительно зрелым, и теперь предлагаю его вниманию
 читателя.


 В данной книге подробно описаны метод и принципы работы, суммируются
 основные знания и опыт, касающиеся тренировки и преподавания, даны
 ответы на часто возникающие вопросы. Тем не менее надеюсь, что читатели
 внесут поправки, если мои знания недостаточны и уровень низок. Я также
 рассчитываю поучиться у тех занимающихся цигуном, ушедших вперед,
 хотелось бы лично получить наставления у больших учителей цигуна из
 братских школ, чтобы все время совершенствоваться. Мне также хотелось бы
 вместе с коллегами из других школ осваивать теорию, отрабатывать
 методику, чтобы укреплять единство занимающихся цигуном и прилагать
 усилия к развитию общего дела.


 Цигун не только позволяет оздоравливать тело и изгонять болезни, еще
 больше он развивает ум, инициирует скрытые возможности тела человека.
 Развивая всеми силами дело цигуна, можно повышать умственные способности
 людей, приводить в действие присущие человеку скрытые резервы, повышать
 эффективность перестройки собственного тела. Это может иметь очень
 глубокое, хотя и отдаленное, влияние на национальное процветание и
 развитие всего человечества. Ради этого мы должны прилагать усилия.


 Современные исследования цигуна должны отвечать требованиям эпохи:
 следует максимально использовать современные научные теории, оборудование,
 методы и другие возможности и окончательно отбросить все устаревшие
 ненаучные идеи и знания, мешающие созданию настоящей науки о цигуне.
 Мы, преподающие цигун в настоящее время, не должны удовлетворяться
 только составлением новых методик, надо подниматься выше и смотреть
 дальше, чтобы дело цигуна взмыло из наших рук ввысь. Мы не должны
 подводить наших предшественников, нельзя обмануть и надеющийся на нас
 народ.


 Автор


 Апрель 1986 г.


 Часть первая. Краткое ознакомление


 Глава 1. Краткая история развития цигуна. Китайский цигун - стиль
 "парящий журавль"


 Учение о цигуне, как и другие медицинские науки, возникло и развивалось
 в длительной борьбе человечества с заболеваниями. Несколько тысяч лет
 назад в Китае появился цигун. В то время его называли "хождение ци"
 (синци), # "ведение и привлечение" (даоинь), # "выплевывание и
 набирание" ["выплевывание старого и набирание нового" - дыхательная
 гимнастика. Выражение взято из "Чжуан-цзы"] (туна), # "сидячая
 медитация" (цзочань), # "тихое сидение" (цзинцзо), # "стояние столбом"
 (чжаньчжуан), # "ходячая работа" (сингун), # "лежачая работа" (вогун) #
 и пр. [здесь перечислены важные методы, относящиеся к китайским способам
 саморегуляции, используемые большей частью и в наше время].


 Во время Тан Яо [мифический правитель древности] уже использовался
 лечебный метод "ведения и привлечения", по форме напоминающий танец,
 служащий для укрепления тела победы над болезнями. В книге "Весны и
 осени Люя" ["Люй-ши чуньцю"] # в главе о древней музыке рассказывается,
 что давно во времена Керамиста Тана (Тао Тана, его племя относилось к
 роду Яо) на небе было мног темных туч, речные воды разлились, повсюду
 царили влажность и холод. От этого ци у людей останавливалась, а кровь
 застаивалась, связки и кости скручивались и становились малоподвижными,
 и "тогда создали танцы, чтобы привести их в движение". Такова самая
 ранняя форма "ведения и привлечения" - древнего даоинь. Таким образом,
 цигун - продукт борьбы людей глубокой древности с природными бедствиями
 ради собственного здоровья.


 К записям начала периода "Борющихся царств" ["Борющиеся царства";
 403-221 гг. до н.э.] # относится "Яшмовая мемориальная надпись
 о хождении ци" ["Син ци пэй мин"], # в которой иероглифами,
 выгравированными на 12-гранном яшмовом столбе, обнаруженном при раскопках,
 сказано следующее: "Когда ци движется: глубина ведет к накоплению,
 накопление - к вытягиванию, вытягивание - к опусканию, опускание - к
 устойчивости, устойчивость - к прочности, прочность - к прорастанию,
 прорастание - к росту, рост - к отступлению, отступление - к небесному.
 Сколько-то небесных деревень находятся наверху, сколько-то земных деревень
 находятся внизу. Следование-жизнь, возврат-смерть". Это подтверждает,
 что во времена "Борющихся царств" уже был накоплен богатый опыт в области
 цигуна. Что же касается смысла самой записи, то некоторые полагают, что
 описан метод круговращения истинной ци, а другие, например Го Можо,
 полагают, что говорится о глубоком дыхании. Го Можо этот отрывок
 трактует в книге "Эпоха рабовладельческого строя" # следующим образом:
 "Когда вдыхают воздух и ведут его вглубь, количество его возрастает,
 так что он втягивается вниз, где стабилизируется и укрепляется.
 Затем выдыхают, что напоминает появление ростков у трав и деревьев.
 Рост идет вверх, в направлении, противоположном тому, которое
 использовалось при вдохе. Назад идут до конечной точки. Таким образом
 движение небесного механизма направлено вверх. Движение земного механизма
 направлено вниз. Следование этому пути есть жизнь, противоположное этому
 пути ведет к смерти".


 Кроме того, у Лао-цзы в "Даодэцзине" [главное сочинение даосизма], #
 есть такие указания: "опустоша свое сердце, наполни свой живот",
 "тянущееся-тянущееся подобно существованию, используй это без усердия",
 "достигай крайности пустоты, сохраняй чистоту постоянно", "специально
 ци направляй к мягкости" и пр. - все это говорит о том, что во время
 тренировки сердце и чувства должны быть спокойны, дыхание мягкое,
 спокойное и тонкое, длинное, глубокое и равномерное, сознание собранное,
 сосредоточенное на области нижнего поля пилюли [об этом ниже] # внизу
 живота, соединив "мысль" и "ци', ведут закалку. В книге "Чжуан-цзы" в
 главе о глубоких мыслях находим: "Дуя со звуком выдыхают, выплевывают
 старое и набирают новое, медведем повисают, птицей вытягиваются - все
 это способствует долголетию". Муж, которого привлекает этот путь,
 взращивающий форму человек, берет хорошее у тех, кто исследует
 долголетие Пэн Цзу (по легенде Пэн Цзу первый в истории Китая, кто
 занимался цигуном и жил долго). Отсюда видно, что "выплевывание и
 набирание" и "ведение и привлечение" могут способствовать долголетию.


 В самой ранней медицинской книге Китая "Трактат желтого Правителя о
 внутреннем" ["Хуанди нэйцзин"] есть записи и о цигуне. # В части
 "Простые вопросы", в главе "О небесной истинности глубокой древности"
 ["Сувэнь. 1 гл. Шан гу тянь чжэнь лунь"] # говорится: "В глубокой
 древности были истинные люди, которые поднимали и вели Небо и Землю,
 брали и владели инь и ян, выдыхали и вдыхали чистую ци, независимо
 стояли, сохраняя дух-шэнь; мышцы и плоть у них как одно, потому они
 могли жить долго, попирая Небо и Землю".


" Время избавляет от присутствия опустошительного, вредоносного,
 губительного ветра; спокойствие и невозмутимость избавляет от
 опустошенности; истинная ци последует за этим, когда дух-шэнь
 сохраняется внутри в чистоте, болезнь успокоится и никогда не придет."
 [лаконичные древние тексты труднопереводимы без дополнительных
 вспомогательных слов, поэтому на протяжении тысячелетий к ним
 писались комментарии; здесь ветер одна из стихий, которая может вредно
 воздействовать на человека]. В части "Простые вопросы, дополнения к
 утраченному", в главе "О способах иглоукалывания" [Сувэнь буи", 72 гл.
 "Цыфалунь"] # сказано конкретнее: "Когда в почках застарелая болезнь,
 можно в час янь [с 3 до 5 ч. утра] обратиться лицом к югу, успокоить
 дух-шэнь, не допускать путаных мыслей, закрыть ци и не дышать 7 раз.
 Вытягивая шею, глотать ци, проходящую через нос, как глотают более
 твердые предметы. Так делать 7 раз, затем, привлекая язык, собирать
 над ним большое количество слюны".


 Отсюда мы можем видеть, что "регулирование духа", регулирование
 дыхания", "регулирование тела", "управление циркуляцией ци",
 "вхождение в покой" и прочее, чем пользовались потомки, развились из
 этих методик. В целом "Трактат Хуанди о внутреннем" # имеет подробные
 записи о цигуне и придает ему очень большое значение для профилактики
 и лечения болезней.


 Среди предметов культуры, найденных в 1973 г. в относящемся к временам
 династии Хань Мавандуйском захоронении, в районе города Чанша, найдены
 две важные книги о цигуне: "Схемы ведения и привлечения" и "Ци без
 питания зерном" ["Даоинь ту" и "Цюэ ши гу ци"], # собранные в один
 сборник. Тань Лань в наши дни определил, что они написаны в ранний
 период Западной Хань [Западная Хань: 206 г. до н.э. - 8 г. н.э.]
 на основе более древних записей, относящихся к периоду "Борющихся
 царств". Поврежденный текст все же позволяет увидеть, что методы
 занятий имеют множество особенностей. В книгах указывается, как в
 зависимости от сезона, подбирая соответствующие условия, осуществлять
 "питание (энергией) ци", что для потомков послужило исходной точкой для
 тренировок, требующих учета четырех сезонов, места и направления.


 В Ханьское время Чжан Чжунцзин в книге "Важные заметки из золотого
 шкафа" ["Цзинь гуй яо люэ"] # писал: "Как только почувствуешь тяжесть
 и застой в 4-х конечностях и 9 отверстиях, # но еще не дошло до
 закрывания и закупорки, то "ведение и привлечение", "выплевывание и
 набирание", "иглоукалывание и прижигание", "надавливание и потирание" -
 все может помочь". В то время цигун - "ведение и привлечение",
 "выплевывание и набирание" и пр. - рассматривался как  важный метод лечения
 и профилактики болезней. Есть записи о цигуне и в других книгах того
 времени.


 При династии Цзинь (265-420) Гэ Хун в книге "Бао Пуцзы" также указывал
 на множество различных способов ведения и привлечения: "Или сгибают
 тело, или наклоняются вперед и назад, или стоят на месте прислонившись,
 или медленно ходят, или декламируют, или дышат". Он говорил: "Те, для
 кого ясен путь выплевывания и набирания, занимаются вождением ци, что
 достаточно для продления жизни. Те, кому известны методы сгибания и
 вытягивания, занимаются ведением и привлечением, это позволяет поставить
 старость в затруднительное положение". Кроме того, во многих  книгах
 именитых врачей династий Тан и Сун есть записи, касающиеся взращивания
 жизни и цигуна.


 Живший при династии Мин (1368-1644) Чжан Цзин'юэ также
 упоминает цигун. В своей книге "Трактат о сходном" ["Лэйцзин"] # он
 пишет: "Этот путь ценен при многократности, работает в случае
 длительности, но можно за день-ночь пройти 1-2 ступени. При длительности
 уши и глаза умнеют и просветляются, чистая ци наполняет и укрепляет,
 тело здоровеет, плоть становится легче, сто болезней исчезают". Здесь
 говорится об опыте тренировок. Сюй Чуньфу в книге "Обзор древней и
 современной медицины" ["Гу цзинь и тун"] # указывал: "Важное в
 поддержании существования - не более чем хранение мышления", он знал о
 важности "cохранения мысли". Ли Шичжэнь в книге "Ячейки в сети корней и
 трав" ["Бэнь цао ван му" - знаменитая книга по фармакологии] # говорил:
 "Внутренний вид соответствует Пути, только обращающие взгляд вспять
 могут высветить и определить". Здесь говорится, что концентрация
 внимания, направленная внутрь тела, повышает понимание того, что
 происходит после внутреннего восприятия.


 При династии Цин (1644-1911) исследования цигуна продолжали развиваться
 на базе прошлого опыта. Так, Ван Ан в книге "Толкование основ обхождения
 без лекарств" ["У яо юань цюань"] # указывал: "Метод регулирования
 дыхания: не привязываются ко времени, где угодно, там садятся, принимая
 ровное положение корпуса; отпускают свободно свое тело, не склоняются
 и не изгибаются; распускают одежду; освобождают пояс, пусть будет
 удобно и привольно, языком во рту поболтать несколько раз, потихоньку
 согревающим дыханием выдохнуть грязную ци, в нос потихоньку набрать
 ци, можно 3-5 раз, а можно 1-2 раза, если появляется слюна - проглотить
 ее, постучать зубами несколько раз". В этих нескольких фразах очень
 четко сказано о принципах и методах тренировки. Кроме того, довольно
 подробно о важнейших методах взращивания жизни рассказано в книге
 Сюй Шифана "Истина о долгих годах" ["Шоу ши чуань чжэнь"]. # Все это
 важные материалы, относящиеся к изучаемому нами цигуну.


 В наше время появилось множество новых произведений, посвященных цигуну.
 В последнее время дело цигуна получило довольно большое развитие.
 Возникло немало методов саморегуляции, в том числе и "журавлиная работа"
 [под "работой" (гун) в данной книге подразумевается работа над собой,
 саморегуляция. "Журавлиная работа" - хэгун], # о которой здесь идет
 речь. Методика разработана на базе многочисленных тренировок автора
 с привлечением некоторых особенностей других школ цигуна, а также ушу
 [ушу - буквально "воинское искусство", в наше время - различные методы
 общефизической, психической и прочей тренировки, тесно связанные с
 традиционной китайской медициной и философией]. # Кроме того, автор
 внимательно прислушивается к мнению мастеров цигуна и специалистов
 китайской медицины, в результате чего в 1980 г. был создан комплекс
 упражнений. Говоря о создании данной методики, хотелось бы также
 рассказать о ее предыстории.


 В моей родной деревне цигун и ушу были широко распространены и в
 детстве я видел это и в своей семье, и у соседей. Когда в 16 лет я
 пошел работать, то вскоре заболел туберкулезом, осложнившимся плевритом.
 В 1962 г. туберкулез развился до крайне серьезной стадии, так что пришлось
 оставить работу и заняться лечением. Я стал изучать "Тихое сидение"
 [Цзинцзо гун - "тихое сидение"] Лю Гуйчжэня, # настойчиво тренировался
 каждый день. После тренировки возникало ощущение легкой приятной
 расслабленности, которое сохранялось и после лечения в больнице.
 Позже в поездке я встретил мастера цигуна по фамилии Чжао, который
 многого достиг. Он мне показал, как работать. В результате нескольких
 лет тренировок и медикаментозного лечения болезнь постепенно прошла.
 С тех пор я еще более старательно тренируюсь, овладел теорией
 китайской медицины, прочитал ряд древних медицинских книг. Таким образом,
 я не только восстановил свое здоровье, но и научился помогать больным.
 Позже, когда больных стало много и всех принять не удавалось, видя их
 страдания и вспоминая печальные времена, когда болел сам, я решил
 создать комплекс упражнений, который помогал бы всем лечить болезни.
 Задавшись этой целью, я посетил многих медиков, мастеров цигуна, изучил
 теорию каналов и теорию преобразования ци в свете китайской медицины,
 освоил патологию и физиологию. Обобщив собственные методы тренировок,
 и после длительного обдумывания в конце концов составил комплекс,
 имитирующий повадки и движения священного журавля, с целью лечения
 болезней и укрепления здоровья.


 За 6 лет комплекс "Китайский цигун - стиль "парящий журавль" многократно
 проверен на практике и признан как метод работы, в котором совмещаются
 динамика и статика, взаимоопираются регулирование и взращивание,
 воспитываются характер и чувства, взращивается жизненная энергия ци и
 становится мягким тело. Движения этого комплека простые и ясные, его
 легко изучить и легко практиковать, жизненная энергия ци появляется
 быстро, сеть энергетических каналов быстро становится проходимой
 [китайская медицина полагает, что здоровье во многом определяется
 наличием в достаточном количестве жизненной энергии (ци), свободно
 и беспрепятственно циркулирующей по особым энергетическим каналам в
 теле; когда энергия не проходит из-за "пробок", возникают болезни.
 Для устранения "пробок" и гармонизации потоков ци разрабатывались
 различные гимнастики, виды массажа, иглоукалывание, прижигание и пр.].
 Однако любое дело имеет две стороны. "Журавлиной работе" присущи свои
 преимущества, но возможны и какие-то ограничения. Как сказано в
 "Уведомлении о тренировках", содержащем ограничения, при некоторых
 заболеваниях временно не следует заниматься ни динамической работой,
 ни "стоянием столбом", но таким больным мы надеемся помочь в дальнейшем.


 ###


 "регулирование сердца, дыхания и тела" - три основных метода и элемента
 цигун-закалки [Под закалкой (дуаньлянь) понимают тренировку], # но в
 разных школах акценты различаются, для лечения и оздоровления
 используются и отдельные стороны этого триединства.


 "Журавлиная работа" базируется не только на теории китайской медицины,
 но и на многих достижениях сравнительной биологии, механики и других
 наук и имеет задачу путем "регулирования духа, дыхания и тела"
 избавиться от болезней и оздоровить тело. Здесь подражают движениям
 священного журавля и делают упор на закаливание сознания, движения
 четко сочетаются с мышлением для еще большей прочности и активизации
 продольных и поперечных каналов, пропускающих ци и кровь, для укрепления
 здоровья и излечения болезней.


 "Регулирование духа" оказывает определенное регулирующее влияние на
 головной мозг, оно очень важно и для улучшения функций плотных и полых
 внутренних органов [пять плотных внтуренних органов: печень, сердце,
 селезенка, легкие и почки; шесть полых внутренних органов: желудок,
 толстая и тонкая кишка, мочевой пузырь, желчный пузырь и три
 обогревателя]. "Регулирование духа" (духовной энергии шэнь) необходимо
 также связать с воспроизводящей энергией (цзин) и жизненной энергией
 (ци), поскольку тело человека представляет собой единое целое, в
 котором цзин, ци и шэнь тесно связаны. Из древности до нас дошло
 выражение: "Небо имеет три драгоценности: солнце, луну и звезды; земля
 имеет три драгоценности: воду, огонь и ветер; человек имеет три
 драгоценности: цзин, ци и шэнь", где показана одинаковая важность для
 тела воспризводящей энергии цзин и жизненной энергии ци.


 "Воспризводящая энергия" - цзин включает две части: изначальную
 воспроизводящую энергию (юань цзин) "прежнего Неба" и воспроизводящую
 энергию "последующего Неба", поступающую из пищи и питья. До рождения
 человека его тело строится на основе воспроизводящей энергии матери
 и отца. После рождения воспроизводящая энергия "прежнего Неба" хранится
 в почках, она подпитывается от пищи и питья, относящихся к "последующему
 Небу". Только при достаточном количестве воспроизводящей энергии может
 образоваться жизненная энергия, а также возможны ее полнота и
 достаточность.


 "Жизненная энергия" ци также подразделяется на относящуюся к "прежнему"
 и "последующему Небу". Изначальную ци (юань ци) # называют жизненной
 энергией "прошлого Неба", а ци, поступающую с дыханием, от пищи и питья,
 называют жизненной энергией "последующего Неба". Изначальная жизненная
 энергия - это "истинная" или "прямая" жизненная энергия, она рождается в
 воспроизводящей энергии "прежнего Неба" и хранится в "воротах жизни"
 ["ворота жизни" (мин мэнь) - точка между 3 и 4 поясничными позвонками
 на # канале управления (думай) напротив нижнего поля пилюли] тела.
 В книге "Толкование основ обхождения без лекарств" ["У яо юань цюань"]
 говорится: "Собирание шэнь порождает ци, собирание ци порождает цзин,
 это - от отсутствия к наличию. Тренировкой цзин преобразуется в ци,
 тренировкой ци преобразуется в шэнь, тренировкой шэнь возвращается в
 пустоту, это - от наличия к отсутствию. Таковы представления древних
 о процессе превращения материи. Закаливание цзин, ци и шэнь также
 представляют собой процесс, в котором используют сознание для управления
 функциями и преобразования материи. Следовательно, воспроизводящая,
 жизненная и духовная энергии существуют не изолированно, не касаясь
 друг друга, напротив, они тесно связаны между собой, и переходят одна
 в другую. Полнота цзин и ци влияет на полноту шэнь, а шэнь в свою очередь
 говорит о том, каковы цзин и ци у человека. В связи с этим на занятиях
 цигуном требуют, чтобы в результате занятий цигуном воспроизводящая
 энергия была в полноте, жизненная - в достаточности, духовная - в расцвете.


 "Журавлиная работа" взяла за основу "регулирование духовной энергии":
 путем закаливания сознания человека, развития сообразительности эти
 три энергии - цзин, ци и шэнь - оказываются в полноте и достатке, что
 позволяет им питать 5 плотных внутренних органов и 6 полых органов,
 4 конечности и 100 костей, а также лечить при болезнях и оздоравливать
 организм при отсутствии заболеваний.


 "Регулирование дыхания" представляет собой выправление выдыхания и
 вдыхания. Во время дыхания грудь или живот у человека на вдохе
 естественно выпячивается, на выдохе естественно поджимается. Такое
 дыхание называют прямым, первое из них - "грудное прямое дыхание",
 второе - "прямое дыхание животом ". В "журавлиной работе" используют
 прямое дыхание животом.


 Когда тренировки доходят до определенного уровня, в дыхании могут
 произойти изменения: некая сила из области живота протягивается назад
 и на следующем вдохе живот втягивается, а на выдохе, наоборот,
 выпячивается. Это переход от прямого дыхания к обращенному. На этом этапе
 ци "последующего Неба" опускается вниз на вдохе, а ци "прежнего Неба"
 поднимается вверх по заднесрединному каналу управления (думай). На
 выдохе ци "последующего Неба" поднимается вверх, а ци "прежнего Неба"
 опускается вниз по переднесрединному каналу действия (жэньмай). #
 Таков смысл древнего изречения "вдох - подъем, выдох - опускание".
 Поджимание живота на вдохе способствует подъему изначальной ци (юань ци),
 следующей по каналу управления, значит, обращенное дыхание "вдох -
 подъем, выдох - опускание" на самом деле представляет собой метод
 дыхания, необходимый для тренировки "малого цикла Неба" ["малый цикл Неба"
 (сяо чжоутянь) # включает канал управления и канал действия].


 При дальнейшей закалке обращенное дыхание может так же естественно
 перейти в "зародышевое дыхание", которое древние называли "методом
 зародышевого дыхания" или "методом истинного дыхания". При нем "поле
 пилюли" самопроизвольно открывается и закрывается. Это переход к дыханию
 более высокого, запредельно возникающего уровня.


 "Обращенное" и "зародышевое дыхание" естественно появляются при
 углубленной тренировке и высоком мастерстве, вместе с прямым дыханием
 они составляют 3 этапа тренировки дыхания. На этих трех этапах могут
 возникнуть 9 следующих форм дыхания: ртом вдох - ртом выдох, носом вдох -
 носом выдох, ртом вдох - носом выдох, носом вдох - ртом выдох, отдельно
 вдох без выдоха, отдельно выдох без вдоха, нет вдоха - нет выдоха,
 выдох и вдох полностью духа-шэнь, выдох и вдох без препятствий. Переход
 от одного этапа или вида дыхания к другому, полностью зависит от уровня
 тренированности. Переход - естественно возникающее явление. Принуждение
 ни в коем случае недопустимо, кстати оно ничего не дает.


 "Регулирование дыхания" прежде всего позволяет повысить эффективность
 дыхания. Результаты измерений свидетельствуют о том, что хотя минутный
 объем дыхания снижается, но вентиляция повышается, жизненная емкость
 легких возрастает. Содержание углекислоты в выдыхаемом воздухе и в
 альвеолах повышается, а содержание кислорода уменьшается, интенсивность
 газообмена снижается, а насыщение кислородом артериальной крови в
 первые 3 мин. с 97% понижается до 87%, но через 10-12 мин.
 восстанавливается до исходного уровня. Это означает, что расходуя
 минимальную энергию, организм получает максимум кислорода. Есть также
 сообщения, что у опытных тренирующихся в крови легочных артерий
 повышается содержание кислорода и понижается содержание углекислоты,
 что говорит о меньшем расходе кислорода и о снижении уровня метаболизма.


 Кроме того, благодаря замедленным дыхательным движениям, ритмично
 изменяющим давление в полости груди и живота, внутренние органы
 подвергаются мягкому массажу, улучшающему кровообращение в них. Если
 дышат животом и "ци пронизывает поле пилюли" [имеется в виду нижнее
 поле пилюли, находящееся под пупком], то, с одной стороны, усиливается
 деятельность легких, а с другой - массируются органы под диафрагмой
 (печень, селезенка) и в первую очередь улучшается кровообращение.
 Советский ученый Мошков обнаружил, что "движения диафрагмы интенсивно
 влияют на функции печени, усиливают кровоток и секркторную деятельность
 печени, а также функции желчного пузыря". В связи с этим цигун позволяет
 излечивать болезни печени, повышать активность ретикуло-эндотелиальной #
 системы и увеличивать сопротивляемость организма. Благодаря массажу в
 результате движений диафрагмы вверх и вниз улучшается циркуляция крови
 в органах желудочно-кишечного тракта и возникает удовлетворительный
 лечебный эффект цигуна при соответствующих заболеваниях пищеварительной
 системы.


 Довольна велика роль сосредоточения сознания на нижнем поле пилюли.
 Механический массаж области живота несравним со значительными эффектами
 цигуна, так как концентрация внимания на этой зоне может привести к
 изменениям в функциональном состоянии ее кровеносных сосудов, большей
 частью к релаксации, что улучшает местное кровообращение. "Нижнее поле
 пилюли" расположено на границе живота и тазовой области, где находятся
 важные сплетения вегетативной нервной системы, среди которых важнейшие -
 солнечное, или чревное, и тазовое сплетения. Они управляют всеми
 находящимися в этой зоне кровеносными сосудами и органами: кишечником,
 печенью, почками, надпочечниками, половой системой и пр. Очень велико
 их воздействие на все тело. Опыты с радиоактивным фосфором показали,
 что у тренирующегося всасывание препарата заметно ускорено. Это говорит
 о том, что когда "ци пронизывает поле пилюли", значительно улучшается
 циркуляция крови в полости живота.


 "Журавлиная работа" как раз использует эти методы "концентрации сознания
 на поле пилюли"; пронизывая энергией ци поля пилюли" с целью "регулировки
 дыхания". Внешне во время тренировки  дыхание как будто такое же, как
 обычно, но действительные изменения в теле очень велики.



 "Регулирование тела" заключается в том, чтобы путем выправления позы
 добиться проходимости каналов, активизации ци-крови [поскольку кровь
 всегда тут же следует за энергией ци, их часто объединяют, представляя
 чем-то вроде единого комплекса; поэтому зачастую переводится "ци-кровь",
 а не "ци и кровь"], равновесия инь и ян. В "журавлиной работе" подражают
 главным образом движениям священного журавля и путем деятельности всех
 частей всего тела добиваются излечения болезней и оздоровления.


 Китайская медицина считает, что заболевания человека возникают из-за
 нарушения гармонии инь - ян. В книге "Простые вопросы", # в главе "Великая
 теория о явлениях, вызываемых инь и ян", говорится: "Иньская победа
 означает янскую болезнь, янская победа означает иньскую болезнь;
 при янской победе - жар, при иньской победе - холод". Нарушение
 равновесия между инь и ян может привести к заболеванию. В главе "О
 возникновении ци и прохождении Неба" сказано: "Инь и ян расходятся
 решительно - тонкая ци тогда прерывается". Т.е. когда одно склоняется
 в сторону наполнения, а другое - в сторону истощения до определенного
 уровня, то нарушаются их баланс и единство вплоть до того, что они
 разделяются. Это ведет к смерти из-за истощения тонкой ци ["тонкая ци"
 (цзинци) - то же, что и "изначальная ци" (юань ци)]. # Цигун-закалка
 как раз направлена на достижение проходимости каналов, регулирование
 ци крови, чтобы инь и ян были в гармонии. Цель "регулирования тела"
 заключается также в том, чтобы, управляя собственным телом, достичь
 "ровной инь и скрытого ян" [т.е. чтобы не было избытка или недостатка
 того или другого].


 Продольные и поперечные каналы служат для прохождения ци и крови, питания
 всего тела, связи между органами, передачи информации, поэтому проходимость
 каналов имеет очень большое значение для тела человека. Их непроходимость
 может воспрепятствовать нормальной циркуляции ци-крови. Китайская медицина
 считает, что "ци - командующий крови, кровь - мать ци, ци идет - кровь
 идет, ци задерживается - кровь застаивается". Задержка и застой ци-крови
 могут привести к болезни. "Журавлиная работа" как раз использует
 деятельность суставов, соединяющих все тело (голову, шею, плечи, локти,
 пальцы рук, грудь, живот, спину, поясницу, ягодицы, колени, щиколотки,
 стопы, пальцы ног), чтобы сделать проходимыми 3 янских меридиана рук,
 3 иньских меридиана рук, 3 янских меридиана ног, 3 иньских меридиана ног
 [в нашей литературе уже принято говорить о меридианах рук и ног, но более
 точно по-китайски говорится о меридианах кистей и стоп] и 8 чудесных
 каналов. Гимнастика также привлекает космическую энергию (ци космоса)
 для регулирования инь - ян в теле и пополнения его истинной ци. Например,
 каждый раз при движении "двойной возврат ци" во время "собирающей работы"
 ["собирающая работа" - завершающие движения комплекса или его части]
 в каждой части "динамической работы" при прохождении пронизывающей ци
 (гуань ци) # в "поле пилюли", принимая ци и вводя ее в грудь и т.п.,
 как раз и привлекается ци космической природы для пополнения истинной ци
 тела.


 В первой части комплекса "Парящий журавль", "Гармоническое единение
 шести сторон", имеются "соединение с Небом и единение ян", "соединение
 с Землей и единение инь", при этом ян Неба соединяется с точкой "сто
 встреч" (байхуэй, на макушке), # а инь Земли - с точками "бьющий родник"
 (юнцюань, в центре подошвы). #  Если это продолжается долго, тогда
 верх и низ, инь и ян естественно сообщаются между собой. Другой пример:
 во второй части комплекса, именуемой "Заглубление в Землю, прохождение
 в Небо", сознанием "проникают в Небо неограниченно далеко, погружаются
 в Землю неограниченно глубоко". Наверху Небо, Небо - ян; внизу Земля,
 Земля - инь. Китайская медицина считает, что инь и ян, проходя сквозь
 человека, обеспечивают саморегуляцию: ян Неба и инь Земли соединяются
 друг с другом, я же нахожусь в середине; между верхом и низом создается
 проход, я же нахожусь в промежутке. Большая энергия промывает 5 плотных
 и 6 полых органов, транспортирует ци-кровь, истинная ци циркулирует
 туда-сюда, все структуры и органы получают подпитку и как следствие
 происходит оздоровление тела. Существует множество других методов
 движения, которые здесь не перечисляются. В целом цигун играет весьма
 значительную роль в отношении проходимости продольных и поперечных
 каналов, в регуляции и гармонизации ци и крови, балансе инь - ян.


 В общем динамические методы китайского цигуна стиля "парящий журавль",
 базируются на материалистической диалектике, на принципах науки, особенно
 на теории китайской медицины. Цель гимнастики - излечение болезней путем
 "регулировки духа, дыхания, тела". Велика практическая ценность этой
 гимнастики, значителен терапевтический эффект. Она позволяет повысить
 двигательную активность больного, укрепить его веру в победу над
 болезнью. К тому же это лечебный метод для всего тела, позволяющий
 укрепить функции метаболизма во всем организме, повысить сопротивляемость
 болезням и приспособляемость к условиям окружающей среды. Это также
 полезный метод оздоровления, простой для овладевания и использования,
 быстро дающий эффект при упорных тренировках. Данная гимнастика служит для
 предупреждения и лечения болезней, оэдоровления и улучшения собственного
 тела.